Записки злой мачехи - Границы
Всё время задаюсь вопросом — где границы моего влияния в жизни и воспитании детей, а главное где границы моей ответственности за их жизнь, развитие, воспитание и учебу. До сегодняшннего дня я так и не нашла ответ.
В ситуации, когда родной мамы нет в жизни детей всё вроде бы ясно, а в ситуации, когда дети наравне находятся у мамы и у папы с мачехой? Изначально я была мнения, что мне отведена роль папиной жены, которая с ними периодически будет проводить время и не нести за них практически никакой ответственности. Но со временем стало понятно, взгляд мамы на воспитание и заботу о детях разительно отличается от моего взгляда на данный вопрос и это меня беспокоит. С одной стороны можно плюнуть, занять позицию «Моя хата с краю», не мои дети и не мои проблемы. С другой же стороны дети находятся так же и у меня и их поведение и их жизнь касается меня напрямую. Кроме того, они будут сводными братом и сестрой для (надеюсь) будущего моего ребенка и их поведение будет отражаться и на нём и станет возможно не самым лучшим примером. Так всё таки какая роль отведена мне в их жизни? Кто я для них? Вторая мама? Подруга? Враг? Чужая тётя?
Должна ли я корригировать воспитание идя вразрез с воспитанием мамы? Ведь это сугубо моё мнение, а как должно быть? Об этом в книжках не пишут… точнее пишут, но у каждого автора опять же свой взгляд на воспитание. К единому мнению пока никто не пришел. Имею ли я право опровергать слова мамы (к примеру), что зубы достаточно чистить раз в день, а ходить душ раз в неделю, если у нас принято ходить в душ дважды в день и хотя бы дважды чистить зубы? Против наших аргументов дети ставят «а мама сказала и это правильно!»; одеваться в школу прилично и в свежевыстиранное, вместо «мама говорит — это не важно», вести себя за столом, вместо «мама тоже издаёт такие звуки за столом, в чем проблема?» и т. д. и т.п. Должна ли я проверять успеваемость детей, если этого не делает мама? Должна ли я мотивировать их на учебу и убеждать в необходимости получения высшего образования, вопреки убеждениям мамы, что высшее благо для них устроиться продавцами в продуктовый магазин, при том, что у детей есть способности к учебе? Должна ли я помогать им найти своё хобби и увлечения, заниматься их развитием, если мама не считает нужным этого делать? Должна ли я обучать детей этикету, домашним делам, прививать навыки стиля, если этому не обучает мама и, что важно, не является примером для подражания. Должна ли я вести с ними разговоры по душам, учить «жизни», отвечать на каверзные вопросы? Должна ли я исправлять какие то ошибки в воспитании мамы? Должна ли я додавать им материнскую ласку и тепло, которую они недополучают от неё? Должна ли я поддерживать методы мамы, если считаю их неверными и в любом случае становиться на её сторону? И… имею ли я право играть в жизни детей (слово играть не совсем уместно...) более важную роль, чем просто папина новая жена?
Прошу понять правильно, в этом посте я озвучила свои вопросы и отношение к ситуации, по конкретным фактам, я не обсуждаю здесь поведение мамы, не умаляю её достоинств, просто у нас абсолютно разные методы воспитания и отношение к детям, да и в принципе совсем разное отношение к жизни и к понятию, что такое хорошо, а что плохо. Кто из нас прав, а кто виноват думаю судить очень сложно. Да, вполне возможно, что я иногда могу относиться предвзято в силу ревности и обиды, ничто человеческое мне не чуждо, но это не должно сказываться на детях и я даю себе в этом отчет и прекрасно понимаю, когда моя реакция на некоторые моменты не адекватна, а обусловлена эмоциями. А вот понять кто я есть для детей и кто они для меня очень трудно…
P.S. Да, папа занимается детьми и вышеуказанными вопросами, он их обожает, воспитывает и балует, но мужское и женское воспитание это не одно и то же. Я же поделилась именно тем, что тревожит меня, не оглядываясь на роль папы
В ситуации, когда родной мамы нет в жизни детей всё вроде бы ясно, а в ситуации, когда дети наравне находятся у мамы и у папы с мачехой? Изначально я была мнения, что мне отведена роль папиной жены, которая с ними периодически будет проводить время и не нести за них практически никакой ответственности. Но со временем стало понятно, взгляд мамы на воспитание и заботу о детях разительно отличается от моего взгляда на данный вопрос и это меня беспокоит. С одной стороны можно плюнуть, занять позицию «Моя хата с краю», не мои дети и не мои проблемы. С другой же стороны дети находятся так же и у меня и их поведение и их жизнь касается меня напрямую. Кроме того, они будут сводными братом и сестрой для (надеюсь) будущего моего ребенка и их поведение будет отражаться и на нём и станет возможно не самым лучшим примером. Так всё таки какая роль отведена мне в их жизни? Кто я для них? Вторая мама? Подруга? Враг? Чужая тётя?
Должна ли я корригировать воспитание идя вразрез с воспитанием мамы? Ведь это сугубо моё мнение, а как должно быть? Об этом в книжках не пишут… точнее пишут, но у каждого автора опять же свой взгляд на воспитание. К единому мнению пока никто не пришел. Имею ли я право опровергать слова мамы (к примеру), что зубы достаточно чистить раз в день, а ходить душ раз в неделю, если у нас принято ходить в душ дважды в день и хотя бы дважды чистить зубы? Против наших аргументов дети ставят «а мама сказала и это правильно!»; одеваться в школу прилично и в свежевыстиранное, вместо «мама говорит — это не важно», вести себя за столом, вместо «мама тоже издаёт такие звуки за столом, в чем проблема?» и т. д. и т.п. Должна ли я проверять успеваемость детей, если этого не делает мама? Должна ли я мотивировать их на учебу и убеждать в необходимости получения высшего образования, вопреки убеждениям мамы, что высшее благо для них устроиться продавцами в продуктовый магазин, при том, что у детей есть способности к учебе? Должна ли я помогать им найти своё хобби и увлечения, заниматься их развитием, если мама не считает нужным этого делать? Должна ли я обучать детей этикету, домашним делам, прививать навыки стиля, если этому не обучает мама и, что важно, не является примером для подражания. Должна ли я вести с ними разговоры по душам, учить «жизни», отвечать на каверзные вопросы? Должна ли я исправлять какие то ошибки в воспитании мамы? Должна ли я додавать им материнскую ласку и тепло, которую они недополучают от неё? Должна ли я поддерживать методы мамы, если считаю их неверными и в любом случае становиться на её сторону? И… имею ли я право играть в жизни детей (слово играть не совсем уместно...) более важную роль, чем просто папина новая жена?
Прошу понять правильно, в этом посте я озвучила свои вопросы и отношение к ситуации, по конкретным фактам, я не обсуждаю здесь поведение мамы, не умаляю её достоинств, просто у нас абсолютно разные методы воспитания и отношение к детям, да и в принципе совсем разное отношение к жизни и к понятию, что такое хорошо, а что плохо. Кто из нас прав, а кто виноват думаю судить очень сложно. Да, вполне возможно, что я иногда могу относиться предвзято в силу ревности и обиды, ничто человеческое мне не чуждо, но это не должно сказываться на детях и я даю себе в этом отчет и прекрасно понимаю, когда моя реакция на некоторые моменты не адекватна, а обусловлена эмоциями. А вот понять кто я есть для детей и кто они для меня очень трудно…
P.S. Да, папа занимается детьми и вышеуказанными вопросами, он их обожает, воспитывает и балует, но мужское и женское воспитание это не одно и то же. Я же поделилась именно тем, что тревожит меня, не оглядываясь на роль папы
11 комментариев
А какой ты хочешь быть в их глазах?
Все твои «должна ли я», замени на «Хочу ли я или могу ли я?». И задай себе вопросы в этом ключе. Всё должно быть добровольно, а не какой-то обязаловкой.
Насчет границ и правил, можно просто детям объяснить, что у вас в доме есть определённые правила поведения, а дома с мамой они могут делать что мама им разрешает.
Ведь когда они приходят в школу, у примеру, они ведь тоже следуют правилам школы.
А ещё мне кажется тебе надо меньше париться по поводу кто ты для детей. Будь им взрослым другом в первую очередь и смотри по ситуации.
Надеюсь, я хоть как-то помогла :)
В такие моменты опускаются руки, в голову закрадываются мысли «а зачем мне всё это?! Надо воспитывать и вкладывать свои ресурсы в своих детей, а за этих то я не ответственна. „Да держись ты подальше от всех этих проблем, наслаждайся беззаботной жизнью, трать свободное время и деньги на свои увлечения и отдых!“ этот голос периодически всплывает, реву, обещаю себе не лезть в их воспитание, а потом не выдерживаю…
Старайся попроще ко всему относиться. Я думаю, главное не говорит ь детям про маму плохое. что она не права и так далее, но при этом ты вполне можешь требовать в своем доме соблюдать свои требования. То есть не надо давать маминому воспитанию оценок. Мама разрешает так делать а у нас надо делать так. без рассуждений кто прав, а кто нет.
Плохо о маме детям не говорим, это их мама, они её любят, что бы она не делала и мы не должны подрывать её авторитет. Думаю когда подрасут сами разберуться кто есть кто, что хорошо, а что плохо. Но до этого времени надо как то находить методы убеждения, что б не поздно было исправлять ошибки. И пока я могу убедить/уговорить/заставить их чистить зубы, расчесывать волосы, принимать душ, прилично одеваться в те дни когда они у нас, проверить/помочь с домашними заданиями, есть нормальную домашнюю еду, а не бутерброды (мама не умеет готовить), то моя душенька спокойна, что я «выполнила» свои обязанности в то время, когда они под моей ответственностью, а на то что делает мама, скрипя зубами пытаюсь закрыть глаза. А как быть с более серьезными вещами, как к примеру учеба? Я уже как то говорила, что мальчик проблемый и очень ленивый, учиться желания нет, хотя голова варит, т.е. под хорошее настроение он получает 1 и 2 (у нас шестибальная оценка в школе, 1 самая лучшая), а на следующий день без настроения по этому же предмету 6. О необходимости учёбы для будущего он еще не думает, объяснениям не внимает. На наши аргументы и принуждения учиться идёт ответ мамы «Сын, тебе не нужна учеба, это не важно. А напрягаться и учить дома это стресс, нужно же и отдыхать». Конечно, как большинство детей он становится на сторону того родителя, который «не парит мозг», не заставляет учиться, делать уроки и просто оставляет в покое. По настоянию мамы его даже на класс ниже перевели, хотя с этим шагом и его аргументацией мы были абсолютно не согласны. При этом мама жалуется в школе, что мы ребенка напрягаем, заставляя его учиться. Как быть? Оставить дитё в покое, пусть живет по маминым принципам или же опротестовывать, объяснять, что она не права?
А уж в физическом плане так детей вообще не трогаем.
Вариант с «ой, забыл дневник, забыл книгу» с папой прокатывает, тот конечно ругает, читает морали, нотации, обьясняет как важна учеба, грозит наказанием, сынуля смотрит честными глазами и обещает исправиться, кивает головой «да папочка, ты прав, я очень стараюсь, обещаю больше не повторится» утирает слезы и папа тает. Если папа еще не растаял, то начинается второй этап- рыдания на пару часов, слезы ручьем, " ты меня не любишь, жизнь несправедлива, в школе обижают, никто меня не понимает, хочу к тебе, так тебя люблю, забери меня". На меня же подобные сцены не производят впечатления, на манипуляции не реагирую, это у папы любовь глаза застилает)) У меня же метод: забыл книгу — значит делаем сейчас доп. задания из другого учебника, час чтения, пару листов примеров и урок английского онлайн. В общем оправдываю звание мачехи злюки бессердечной )))
Наш участок граничит с соседним, где пацаненок 8-9 лет слышал только крики, мат, вечное недовольство родителей. Когда он приходил к нашему внуку (перелазил через забор))), он наслаждался своим чудесным поведением, предлагал свою помощь в цветнике, рассказывал мне о всяких жучках-паучках, которыми он, оказывается, интересовался, и много о них знал. Он поднимал себя до уровня людей, которых в его окружении не было. (Кстати, мы обычная семья. Но стараемся поддерживать ровные, уважительные отношения друг к другу.
)