Техники работы со вторичной выгодой от болезни.
Как и обещала, публикую техники работы с вторичной выгодой от болезни. Это продолжение предыдущей статьи.
Автор: Князев Игорь Владимирович.
Есть различные психотерапевтические техники работы со вторичными выгодами от болезни. Их не мало. Приведу те немногие, которые использую в терапии психосоматических расстройств.
Техника «Разговор с симптомом»
Данное упражнение позволяет, обходя психологические защиты, через формирование метафоры, образа психосоматического симптома, выстроить диалог со своим «Я-в болезни» и преодолеть внутренние конфликты.
1. Просим клиента сосредоточиться на симптоме, болезненном ощущении, страхе и т.д., в зависимости от проблемы. Задаём вопросы, позволяющие представить симптом в качестве какого-либо конкретного образа.
Например:
– Где он ощущается внутри вас? Где именно в теле симптом локализован?
– Какого цвета? Какой формы? Какой фактуры? Какой температуры?
Добиваемся того, чтобы симптом можно было представить в виде конкретного образа.
2. Просим клиента представить, что симптом вышел из тела и стал отдельным объектом. Предлагаем поместить его на стул перед собой и для закрепления просим описать его по всем модальностям, задавая вопросы из предыдущего шага, за исключением уточнений по телесной локализации.
3. Начинаем исследовать послание симптома, задавая уточняющие вопросы.
– О чём вам хочет сказать симптом? или
– О чём молчит симптом?
– В чём он нуждается? Что ему не хватает?
– От чего предостерегает?
4. Продолжая исследовать симптом, выясняем его позитивное намерение.
– Чем он вам помогает?
– Что хочет изменить в вашей жизни? Зачем он хочет изменить?
5. Переговоры с симптомом, цель которых выполнить позитивное намерение симптома более экологичным, безболезненным способом.
Клиент договаривается с симптомом быть внимательным к его посланию и даёт обещание выполнить условие, по которому болезнь уйдёт. Необходимо в этом импровизированном диалоге проговорить, что клиент будет придерживаться своей части договора, став внимательным к голосу, посланию симптома. На этих условиях болезнь в, свою очередь, даёт обещание уйти. В случае нарушения договорённостей болезнь может вернуться.
6. Начать менять свою жизнь в соответствии с посланием симптома.
Техника «История вашей болезни»
Для того, чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, рекомендуют предварительно вспомнить особенности того жизненного периода, который вы переживали непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего, он был весьма трудным, и для того чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало – либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо ещё чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?
1. Определите в вашем прошлом 3–6 случаев, когда у вас:
а) возникала периодически повторяющаяся и преследующая вас «острая» болезнь,
б) происходило обострение хронического заболевания.
2.Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к заполнению следующей таблицы. Ответы должны быть достаточно пространными.
Случаи возвращения или обострения болезни (укажите даты периодов):
1. Что предшествовало возникновению этого случая болезни? Что вас к нему подвело или привело? Что явилось триггером болезни?
2. Что вы делали во время этой болезни? Как лечились? Как отдыхали? От чего отходили и к Чему стремились?
3. Чему вы научились во время этой болезни? Что для себя определили? Какие выводы сделали?
4. В чем была ценность того, чему вы научились? В чем заключалась ценность полученного опыта и сделанных выводов?
Данная техника предоставляет две возможности. Во-первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из определенных циклов, возникающих с завидной периодичностью. Внутри каждого цикла мы решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова возникать в нашей жизни, не давая нам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь – это именно следствие такой вот петли, незавершенного цикла или неосвоенных навыков.
Во-вторых, пункты 3 и 4 предназначены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему научились там и тогда (или чему должны были научиться) и определили, в чём заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по-видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами.
Техника «Определение смыслов и выгод болезни»
В данной технике предлагается задать вопросы клиенту или попросить его самостоятельно, наедине с самим собой, максимально честно ответить на следующие вопросы относительно его болезни. Задача упражнения состоит в переводе психических аспектов заболевания в плоскость «смыслов и потребностей».
1. Что болезнь значит для вас?
2. Что означает для вас избавиться от болезни?
3. Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
4. Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
5. Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
6. Чего болезнь помогает вам избежать?
7. Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
8. Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
9. Каким вы были до того, как появилась болезнь?
10. Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
11. Как всё изменилось после того, как появилась болезнь?
12. Что произойдет, когда не будет болезни?
13. После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
14. У кого ещё когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?
Итак, вторичная выгода – проявление психологической защиты, мощнейшая основа сопротивления. Это сопротивление не внешнему воздействию, а сопротивление изменениям. Человек на самом деле не хочет менять тревожащую его ситуацию, просто сам об этом не знает. Поэтому поиск и работа со вторичной выгодой в психотерапии – важнейшее условие действительно серьезных психологических изменений. Они вряд ли произойдут, пока она есть. В этих условиях остаётся либо её найти, осознать и принять решение что делать, либо просто ждать когда получение этой выгоды станет бессмысленным. Если у клиента есть серьёзное намерение что-то изменить в себе, осознание вторичных выгод и поиск новых, вне болезни, моделей поведения становится основным направлением работы с психосоматическими расстройствами.
Литература.
Колберт Д. Смертельные эмоции. – М.: Триада, 2013.
Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2010.
Вторичная выгода // Психологос. Энциклопедия практической психологии. //
Автор: Князев Игорь Владимирович.
Есть различные психотерапевтические техники работы со вторичными выгодами от болезни. Их не мало. Приведу те немногие, которые использую в терапии психосоматических расстройств.
Техника «Разговор с симптомом»
Данное упражнение позволяет, обходя психологические защиты, через формирование метафоры, образа психосоматического симптома, выстроить диалог со своим «Я-в болезни» и преодолеть внутренние конфликты.
1. Просим клиента сосредоточиться на симптоме, болезненном ощущении, страхе и т.д., в зависимости от проблемы. Задаём вопросы, позволяющие представить симптом в качестве какого-либо конкретного образа.
Например:
– Где он ощущается внутри вас? Где именно в теле симптом локализован?
– Какого цвета? Какой формы? Какой фактуры? Какой температуры?
Добиваемся того, чтобы симптом можно было представить в виде конкретного образа.
2. Просим клиента представить, что симптом вышел из тела и стал отдельным объектом. Предлагаем поместить его на стул перед собой и для закрепления просим описать его по всем модальностям, задавая вопросы из предыдущего шага, за исключением уточнений по телесной локализации.
3. Начинаем исследовать послание симптома, задавая уточняющие вопросы.
– О чём вам хочет сказать симптом? или
– О чём молчит симптом?
– В чём он нуждается? Что ему не хватает?
– От чего предостерегает?
4. Продолжая исследовать симптом, выясняем его позитивное намерение.
– Чем он вам помогает?
– Что хочет изменить в вашей жизни? Зачем он хочет изменить?
5. Переговоры с симптомом, цель которых выполнить позитивное намерение симптома более экологичным, безболезненным способом.
Клиент договаривается с симптомом быть внимательным к его посланию и даёт обещание выполнить условие, по которому болезнь уйдёт. Необходимо в этом импровизированном диалоге проговорить, что клиент будет придерживаться своей части договора, став внимательным к голосу, посланию симптома. На этих условиях болезнь в, свою очередь, даёт обещание уйти. В случае нарушения договорённостей болезнь может вернуться.
6. Начать менять свою жизнь в соответствии с посланием симптома.
Техника «История вашей болезни»
Для того, чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, рекомендуют предварительно вспомнить особенности того жизненного периода, который вы переживали непосредственно перед возникновением заболевания. Скорее всего, он был весьма трудным, и для того чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало – либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо ещё чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» преодолеть неприятную ситуацию. Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?
1. Определите в вашем прошлом 3–6 случаев, когда у вас:
а) возникала периодически повторяющаяся и преследующая вас «острая» болезнь,
б) происходило обострение хронического заболевания.
2.Теперь, начиная с самого первого случая, приступайте к заполнению следующей таблицы. Ответы должны быть достаточно пространными.
Случаи возвращения или обострения болезни (укажите даты периодов):
1. Что предшествовало возникновению этого случая болезни? Что вас к нему подвело или привело? Что явилось триггером болезни?
2. Что вы делали во время этой болезни? Как лечились? Как отдыхали? От чего отходили и к Чему стремились?
3. Чему вы научились во время этой болезни? Что для себя определили? Какие выводы сделали?
4. В чем была ценность того, чему вы научились? В чем заключалась ценность полученного опыта и сделанных выводов?
Данная техника предоставляет две возможности. Во-первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из определенных циклов, возникающих с завидной периодичностью. Внутри каждого цикла мы решаем определенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются и мы не обучаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и одни и те же проблемы будут снова и снова возникать в нашей жизни, не давая нам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь – это именно следствие такой вот петли, незавершенного цикла или неосвоенных навыков.
Во-вторых, пункты 3 и 4 предназначены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему научились там и тогда (или чему должны были научиться) и определили, в чём заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по-видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами.
Техника «Определение смыслов и выгод болезни»
В данной технике предлагается задать вопросы клиенту или попросить его самостоятельно, наедине с самим собой, максимально честно ответить на следующие вопросы относительно его болезни. Задача упражнения состоит в переводе психических аспектов заболевания в плоскость «смыслов и потребностей».
1. Что болезнь значит для вас?
2. Что означает для вас избавиться от болезни?
3. Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
4. Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
5. Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
6. Чего болезнь помогает вам избежать?
7. Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
8. Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
9. Каким вы были до того, как появилась болезнь?
10. Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
11. Как всё изменилось после того, как появилась болезнь?
12. Что произойдет, когда не будет болезни?
13. После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
14. У кого ещё когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?
Итак, вторичная выгода – проявление психологической защиты, мощнейшая основа сопротивления. Это сопротивление не внешнему воздействию, а сопротивление изменениям. Человек на самом деле не хочет менять тревожащую его ситуацию, просто сам об этом не знает. Поэтому поиск и работа со вторичной выгодой в психотерапии – важнейшее условие действительно серьезных психологических изменений. Они вряд ли произойдут, пока она есть. В этих условиях остаётся либо её найти, осознать и принять решение что делать, либо просто ждать когда получение этой выгоды станет бессмысленным. Если у клиента есть серьёзное намерение что-то изменить в себе, осознание вторичных выгод и поиск новых, вне болезни, моделей поведения становится основным направлением работы с психосоматическими расстройствами.
Литература.
Колберт Д. Смертельные эмоции. – М.: Триада, 2013.
Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2010.
Вторичная выгода // Психологос. Энциклопедия практической психологии. //
4 комментария
Когда отвечаешь честно сама себе и приходит правильный ответ чувствуешь облегчение! «Вот оно! Эврика! А я то думала… а нет… оказывается все совсем не так.».
И потом просто решаешь что с этим знанием делать. Или меняешь ситуацию или принимаешь её, но принимая, понимаешь, что несёшь полную ответственность за свое решение принять ситуацию, в не менять её.