Хвалить или не хвалить?
Руководствуясь наставлениями из книги «Самоорганизация по принципу изнутри наружу», решила свое увлечение чтением ограничить одной темой в год. Конец этого года и следующий будет посвящен теме Домоводство.
Сейчас читаю одну книгу, называется «Общаться с ребенком. Как?» автор
Гиппенрейтер Юлия. Рекомендовать пока ее не могу, ибо прочла где-то чуть меньше половины. Сначала была в восторге, потому что материал в книге дается в виде уроков, к которым дается разъяснение и задания на усвоение. Все вроде бы просто и понятно. Пока не натолкнулась на такой вот отрывок:
«Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем»…
Это отрывок из письма одной родительницы в редакцию «Учительской газеты», где печатались материалы наших уроков.
»Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых из них встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали.
Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.
Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвалой оценки, помощь по дому и т.д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов — у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. А если не замечали, то я и поворачивалась боком: раз вы так, то и я ничего вам делать не буду. Но главной своей бедой считаю то, что и сейчас, достигнув двадцатисемилетнего возраста, я от любой задачи, которую ставлю перед собой, от любой работы жду в конечном счете не результата, а похвалы. И вот только сейчас я прочитала в «Родительской газете» (наконец-то!) реальный ответ: «Я рада, что ты так сделал» (а не «Ты — молодец!»). Почему же так поздно вы дали конкретный пример!..."
Уф!.. Меня словно дубиной по голове стукнули. С одной стороны все противится этому. А с другой… Ведь и правда в любом деле нам важна оценка, похвала. И это мощный рычаг манипулирования…
А что вы по этому поводу думаете?
Сейчас читаю одну книгу, называется «Общаться с ребенком. Как?» автор
Гиппенрейтер Юлия. Рекомендовать пока ее не могу, ибо прочла где-то чуть меньше половины. Сначала была в восторге, потому что материал в книге дается в виде уроков, к которым дается разъяснение и задания на усвоение. Все вроде бы просто и понятно. Пока не натолкнулась на такой вот отрывок:
«Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем»…
Это отрывок из письма одной родительницы в редакцию «Учительской газеты», где печатались материалы наших уроков.
»Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых из них встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали.
Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.
Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвалой оценки, помощь по дому и т.д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов — у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. А если не замечали, то я и поворачивалась боком: раз вы так, то и я ничего вам делать не буду. Но главной своей бедой считаю то, что и сейчас, достигнув двадцатисемилетнего возраста, я от любой задачи, которую ставлю перед собой, от любой работы жду в конечном счете не результата, а похвалы. И вот только сейчас я прочитала в «Родительской газете» (наконец-то!) реальный ответ: «Я рада, что ты так сделал» (а не «Ты — молодец!»). Почему же так поздно вы дали конкретный пример!..."
Уф!.. Меня словно дубиной по голове стукнули. С одной стороны все противится этому. А с другой… Ведь и правда в любом деле нам важна оценка, похвала. И это мощный рычаг манипулирования…
А что вы по этому поводу думаете?
82 комментария
Говорить:
-ты молодец,
-у тебя обязательно получится,
-видишь, ты постирал\помыл полы\пришил пуговицу, и сразу стало лучше\чище\краше,
-ура! у тебя получилось! ты это победил!,
-ты красивый\стройный\симпатичный…
считаю правильным.
Мой наследник, будучи 8-ми лет от роду, на моё замечание, что мне радостно, сообщил: "тебе надо, ты и радуйся".
Я дочке:
— Я рада, что ты так аккуратно покушала.
Она:
— Катя молодеееесс!!!
Значит, ей не хватило градуса в моей фразе.
Согласна.
По поводу этой рекомендации (про похвалу) тоже долго думала. ИТОГО. Когда я в спокойном и уравновешенном состоянии, то получается правильно «Как чисто стало! Мне очень нравится, когда порядок в комнате! Можно попрыгать, побегать и я не спотыкаюсь об игрушки.» Когда на эмоциях и взвинчена или сильножелаемое, то включается заученное с малолетства «Какая ты молодец!». И так во всем. Я-сообщения получаются, только если приготовиться к речи и контролировать каждое слово. Если выбило из состояния равновесия, то автоматически вылазит стандартный обвинительный монолог, состоящий из Ты-сообщений. Что с этим делать, мне не понятно. Как победить стандартные реакции, которые вылетают как рефлексы? Кто-нибудь знает?
Мало этого: подобная мысль\идея взывает у меня сильное недоумение))))
Я не учла особенности общения в интернете и выдала первую реакцию, предполагая, что мы на одной волне и просто посмеемся вместе. Что ж, нет так нет. Извини, если что.
Я люблю маркетинговые ходы, люблю зомбирование и искусство продаж. Мне нравится, когда мне улыбаются и говорят какой у меня красивый ребёнок. И для него находится детский стульчик и пара фломастеров, пока я выбираю себе товар. Мне нравится, когда тренер доброжелательно контролирует правильность моих движений. Мне нравятся красивые витрины и широкий ассортимент, я люблю грамотных консультантов, готовых мне помочь. Я люблю удобные тележки и парковки, лавочки и освещение. Я понимаю, что это имеет стоимость в деньгах. Я готова найти баланс.
Мне тоже нравится все перечисленное. Но то, что ты перечислила не имеет ничего нашего с тем, о чем я писала. Я не отрицаю маркетинговую науку как таковую. Но высшим пилотажем маркетинга считаю незаметность и ненавязчивость. А все что вы перечислили как раз из этого класса. Но тут похоже мы не договоримся. Вы высказали свою точку зрения. Я извинилась. Думаю, тему можно закрыть?
Много чего понравилось, но десяток новых флаконов — это уже большой перебор.
Может это имеет в основе негативный опыт… тем более печально.
Папа другой, папа требовательный. Но это, наверное, тоже правильно.
А как же человек узнает, что он такой замечательный, такой уникальный. Человек должен сформировать и нести в себе свою нужность, свою любимость, тогда он будет проецировать это во вне и таким образом формировать свою реальность.
Своего сына хвалю. Иногда бывает короткое молодец", чаще же «У тебя так классно получилось нарисовать, ты огромный мололдец» в таком духе. С дочкой так, ей обязательно нужно сообщить что она сделала и потом похвалить
-ты нарисовала такие красивые шарики?
-уухуууу
— красотища. получилось очень красиво. Ты такая умничка!
-да, мама)))
Как хорошо! Значит, она уверена в твоем отношении к ней.
Аналогично( Всё, что я делала, воспринималось, как само собой разумеющееся. Зато с чужими детьми были сюси-пуси.
Мне сейчас кажется, что я старшему недодала похвалы(
знакомо очень…
Начинали ходить в сад. Воспитательница, встречая утром, восклицала:" О, наша красотка пришла!" И так каждое утро.
Спустя время, идем по улице, рассуждает: " Папу зовут Алексей, маму зовут Ира" Потом перечислила братьев и замолчала. Я говорю: «А тебя как зовут?»
«А меня — Красотка!»))
И очень долго, если кто-то спрашивал, как девочку зовут, отвечала:" Красотка!"
Теперь отвечает, добавляя имя и фамилию:«Красотка Лиза (фамилия)»))
Старший ЛС сделал мне замечание:" Что ты её всё время хвалишь? Вырастет потом с ЧСВ, не сможет с парнями встречатся, потому что она же — звезда, а парни не будут соответствовать её уровню."
К слову, ЧСВ — это чувство собственной важности. И ЛС рассуждал, опираясь на конкретный пример девочки из класса.
Я же нутром чую, что здесь совсем другая похвала. Здесь, скорее, люди, говоря:" Ах, какая красивая девочка!" отмечают не столько привлекательность черт лица, а образ в целом. Да, я фанатею, когда кофточки, колготочки и бантики в тон, чтобы одежда не была «как подстрелена». Так что, это скорее похвала мне)
С другой стороны, конечно, воспитание воспитанию рознь. Одно дело учить дочь тому, что «ты такая красотка, тебе не нужны эти плебеи, тебе нужен принц». И совсем другое — научить дочь увидеть принца в том, кто на первый взгляд кажется лягушкой :).
Но в любом случае, если девочке родители не вложили принятие себя, осознание себя прекрасной, удивительной, волшебной — ей в жизни намного сложнее приходится. Да и не только девочке. Привычка чувствовать себя успешным, умеющим, сильным в чем-либо, любовь к себе — это основа и для мальчиков и для девочек. Именно из нее произрастает счастье :).
Так не каждый и соответствует. Факт. Так жизнь устроена. Не все друг другу соответствуют, не все подходят)
Конечно, хочется) Особенно, если эта задача — что-то новое, более сложное, чем ранее… если растёшь;)
Имхо, это не совсем правильно…
Имхо.
Ты ему:«Я тебе рада!», а он:«я ещё ничего не сделал!»
Ты ему:«ты — жемчужина!», а он...(((
Я ему:
-Чего задумался?
— Я вот тут подумал, мамочка, люблю я тебя или не люблю… (ну, вот самое оно, за супчиком подумать о важном)
Меня такой смех разобрал, что уже и забыла, что за сорванный рабочий день и шалости ругать хотела